Недавно прочитал небольшую книгу российского литературоведа, Юрия Владимировича Манна, о творчестве Н.В. Гоголя. Читалась она легко, как литература, предназначенная для школьников, но исследовательская работа проведена автором солидная. Его анализ книги "Мёртвые души" направил ход моих мыслей в ответе на вопрос: почему Гоголь сжёг второй том своей поэмы.
Уважаемые читатели, как вы думаете, кто из описанных в первом томе "Мёртвых душ" помещиков в молодые годы по складу сердечных желаний, пристрастий больше всего походил на Чичикова?
— Может Манилов? — Собакевич? — Ноздрёв?
— Нет, нет, и нет. Лишь некоторые их черты отражаются в личности Чичикова, да и то отдалённо.
— Тогда, может Плюшкин?
— Если одной фразой описать натуру Чичикова, то это будет жажда наживы. И все помыслы Плюшкина направлены на это же. Кстати, в молодости и в средние годы Плюшкин слыл среди соседей хозяйственным помещиком, который не был транжирой, а сумел нажить богатство. Но чем больше он старел душой и телом, тем больше захватывала его страсть к наживе, тем более ужасную форму она приобретала — Плюшкин превратился в "скупого рыцаря", даже ещё хуже.
Осознав, какая старость ожидает Чичикова, так же посвятившего свою жизнь наживе, Гоголь ужаснулся и решил, во что бы то ни стало изменить сердце героя своей поэмы, сделать его светлым, духовным человеком.
Но дело в том, что когда в начале книги автор описывает героя своего произведения, он волен сотворить их таким, как задумал, но потом, когда его герой как бы уже начал жить в его произведении, чем дальше, тем меньше власти автор имеет над его мыслями и поступками — иначе будет получаться какая-то синтетическая кукла, а не уже оживший на страницах книги человек.
Николай Васильевич Гоголь познал истину, что со временем не только тело человека стареет, но и душа его меняется — она становится менее чуткой к окружающим людям и происходящим вокруг событиям, грань между белым и чёрным как бы размывается в ней. И трагедия Гоголя была в том, что познав сию истину, он не сумел найти способ, как вдохнуть жизнь в уже начавшую костенеть в страсти к наживе душу Чичикова. Он увидел, что обновить его душу, его образ мыслей так же трудно, как омолодить тело, даже ещё труднее.
Сначала Гоголь искал путь к оживлению, обновлению души Чичикова в добрых примерах жизни других помещиков, но понял, что эти помещики кажутся Чичикову чудаками, не более.
Затем уже сам для себя Николай Васильевич попытался в религии найти оживотворяющий источник для души, чтобы познав его, направить к нему своего героя. Но в религиозных обрядах он не нашёл того, что могло бы обновить, очистить душу человека.
Ошибка и беда Николая Васильевича Гоголя была в том, что дальше изучения религиозных правил и обрядов он не смог пройти в познании Бога. А истина заключается в том, что не религиозные обряды, а только Дух Божий через объединяющее общение с нашим духом может оживотворить нашу душу. Только Дух Божий может воскресить в человеке духовную жизнь.
Автор поэмы не познал истины духовного возрождения, поэтому и герой его произведения оказался в тупике безысходности. А учитывая требовательность Н.В. Гоголя к себе и своему творчеству, он не мог выпустить в свет книгу, ведущую в никуда, поэтому и сжёг второй том "Мёртвых душ".
Вот такая у меня гипотеза.
Если моя гипотеза не заинтересовала вас, то надеюсь хотя-бы немножко развлекла.
Комментарий автора: Недавно прочитал небольшую книгу российского литературоведа, Юрия Владимировича Манна, о творчестве Н.В. Гоголя. Его анализ книги "Мёртвые души" направил ход моих мыслей в ответе на вопрос: почему Гоголь сжёг второй том своей поэмы.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 311 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
В Храмах не снимают грехи – в Храмах о них говорят - Антон Странно бывает видеть, как грешники снимают грехи грешникам. Может не знаю чего, так расскажите, и поведем беседу вместе. Об этом статья. Написал статью после того, как увидел глаза и лицо церковного служителя, именно церковного служителя, а не Христа, потому что на лице написана была неуверенность и безпокойство за совершенный поступок. Глаза выдавали его, и покоя не было в них. Этот человек - снимает грехи с Путина, он исповедует его в Москве. А по соседству - стоит здание, где люди трудятся на ниве искусства. И вот решил этот человек - отнять здание у них, и очень уверен, что власть Путина, но не Отец Наш Небесный будет гарантом ему в этом деле. Все это увидел на ТВ по ARTVi. Такие примеры отталкивают людей от церкви, ведь должны служители в Храмах - Отца чтить, и лишь Его видеть перед собой в делах своих, а этот - на властителя земного надеется, как торгаш в лавке перед Храмом Христа - меняет свои тридцать серебрянников!